Искусство резьбы по дереву


Резьба по деревуИздавна из дерева возводили дома, изготовляли утварь, посуду, делали игрушки. Художественная обработка дерева у многих народов самый развитый и наиболее древний вид народного декоративного искусства. Древнерусские плотники (древоделы) и столяры (тесляры) строили хоромы и терема, ставили крепости. Мастера выдалбливали праздничные сосуды – ендовы и скобкари для кваса и медовых напитков, делали и красивую бытовую утварь, например плоские и широкие корыта для теста — дежи. Бочары из дубовых дощечек-клепок собирали бочки, жбаны, токари из мягкой древесины вытачивали чашки, миски-ставцы. Из луба гнули короба для приданного, из клена резали изящные звонкие ложки.

Подкрашенной резьбой щедро украшались дворцы, палаты, терема древней Руси. На ярком солнце блистала расписания киноварью, ярь-медянкой и золотом рельефная резьба наличников и крылец. За красоту и великолепие дворца в Коломенском современники считали его одним из чудес света.

В XVII — XVIII вв. искусство художественной резьбы по дереву получило развитие в оформлении иконостасов, дворцовых интерьеров, в мебели, где преобладала объемная, горельефная, накладная и пропильная резьба. Многоцветная резьба украшала грузовые парусники, в частности борта и надстройки волжских белян и расшив, а также боевые корабли – галиоты и корветы, под бушпритами которых красовались скульптуры птиц, зверей и морских божеств.

До наших дней на русском Севере, в Поволжье, на Урале и в Сибири сохранились крестьянские дома — произведения неизвестных ваятелей и резчиков. Высокие фронтоны завершаются мощными бревнами-охлупнями, один край которых вырезан в виде головы рогатого оленя, крутогривого коня или птицы. Доски-причелины и спускающиеся с них доски-полотенца заполнены рельефным растительным орнаментом либо пропильным геометрическим узором.

В Поволжье получила распространение глухая или долбленая резьба в сочетании с подкраской. На белом или голубом, углубленном в массу дерева фоне рельефно выделяются суриково-красные и золотистые изображения добродушных львов, русалок-фараонок с рыбьими хвостами, птиц-сиринов с распущенными веером хвостами и оплетающий их орнамент из виноградных лоз, акантовых побегов.

Если для архитектурной резьбы характерны крупные монументальные формы, то в резьбе предметов обихода масштаб меняется, став им соразмерным. Ткацкие станки и прялки, вальки для выколачивания белья, трепала для льна, рубелякрестьянские утюги для разглаживания, катания белья и тканей, праздничные сани-кошовки и выездные телеги, дуги, солоницы и жбаны щедро покрывались узорочьем простого геометрического орнамента: квадратами, треугольниками, розетками и ромбами самых различных сочетаний.

В прошлом мотивы резьбы имели вполне определенный символический смысл, связанный с языческими представлениями наших далеких предков. Например, круги, изображения коней и птиц были связаны с культом солнца, от которого зависела судьба урожая, а значит, и будущее крестьяниназемледельца.

В крестьянском искусстве XVIII — XX вв. геометрическая резьба была не только красивым узором — народ помнил заключенный в нем глубокий смысл.

Необычайно устойчивыми по своим формам, разнообразными и совершенными по украшению являются прялки, состоящие из лопаски, или гребня (вертикальная часть), и донца (горизонтальная часть), вырезавшиеся из одного куска дерева — копыла, прикорневого участка ствола, либо составлявшиеся из отдельных частей. Северные прялки-копылы отличаются громоздкостью и массивностью форм, а поволжские — ярославские теремковые прялки стройностью пропорций. Резьба покрывала преимущественно лопаску, причем на лицевой внешней стороне размещалась главная композиция, тогда как внутренняя, которую обычно закрывало прядево — льняная кудель, украшалась скромнее.

Несмотря на простоту приемов и элементов резьбы — треугольников, квадратов, розеток, выполненных в трехгранно-выемчатой, контурной или скобчатой технике, композиции прялочной резьбы отличаются гармоничностью и равновесием, богатством ритмов. Резной орнамент иногда создает впечатление расцветшего куста, плавными изгибами побегов соединяющего ствол-ножку с кроной-лопастью.

Сходной по композиционным принципам геометрической резьбой украшались совки, вальки и рубеля, батаны ткацких станков. Нередко на лицевой, нерабочей стороне предмета вдоль его оси располагали три — пять розеток с прямыми либо серповидными расходящимися лучами, а остальную поверхность расчленяли полосами, квадратами, заполненными мелкими геометрическими фигурами, сеткой из контурных линий, треугольных углублений, зубчиков, уголков и пр.

В Поволжье украшали донца прялок контурной и скобчатой резьбой в сочетании с инкрустацией вставками из мореного дуба. Изображались обычно различные бытовые сцены— поездки в карете, скачущие всадники-гусары, солдаты и барыни. Мастера передавали бытовые детали своего времени, костюмы и обстановку. Столь щедрое украшение простого орудия труда объясняется еще и тем, что прялочные дёнца были своеобразными декоративными панно, украшавшими избу.

На севере и востоке страны прялки и домашнюю утварь резали из хвойных пород древесины, в средней полосе — из березы и липы.

Приемом, обогащающим простейшую геометрическую резьбу, является инкрустация оловом, больше известная на окраинах республики — на западе, севере и востоке. Полоски олова, залитого в углубления резьбы, оплетают орнаментом поверхность небольших округлых предметов, рукоятей, ножек прялок.