Искусство шитья древней Руси


Искусство шитья — один из древнейших видов художественного творчества. Истоки его восходят к далекой эпохе, когда вышитые изображения связывались прежде всего с заклинательной магией и имели значение своего рода «оберега», охранителя от злых сил. С течением времени их магическое значение уступало эстетическому: привычные старые формы (различные языческие символы) воспринимались как красивое узорочье. Однако само понятие красивого, украшенного становилось в народном представлении равнозначным доброму, благожелательному, оберегающему. Отсюда понятна та любовь русского человека к красоте, которая пронизывала весь его быт, а в нем едва ли не первое место принадлежало вышивке. Образцы древнего шитья из археологических раскопок, крестьянские вышивки XVIII — XIX веков с сюжетами славянской языческой мифологии убеждают в широком распространении этого искусства в дохристианский период.

Шитье древней Руси

Поэтому, когда в конце Х века Русь познакомилась с новым видом шитья, а именно шитья лицевого, русские мастерицы успешно освоили его приемы и технику.

Своего расцвета искусство шитья достигло в средневековой Руси. Особенно много произведений сохранилось от XV — XVII веков. В этот период, когда господствовало религиозное мировоззрение, ведущее значение получило шитье лицевое. Ему наряду с иконами отводилось важное место во всем общественном укладе. Произведения лицевого шитья использовались в оформлении христианского культа и декоративном убранстве храмов (покровцы на церковные сосуды, одежды священнослужителей, подвесные пелены под иконы, покровы для алтарных престолов и гробниц святых, завесы для царских врат и др.), в оформлении торжественных , еремоний (хоругви, плащаницы), сопровождали людей в дальних поездках, в военных походах (шитые иконостасы).

Шитье древней РусиВместе с тем продолжало культивироваться шитье декоративно-орнаментальное, развивавшееся на основе дохристианских традиций. Оно украшало одежду, головные уборы, различные предметы бытовой обстановки всех слоев русского общества.

О его широком распространении свидетельствуют письменные источники. Особенно ценные сведения содержатся в духовных грамотах великих и удельных князей, где перечисляется их имущество, включавшее и разнообразные предметы, украшенные драгоценной вышивкой.

Произведения лицевого и орнаментального шитья высоко ценились и бережно хранились. Об этом говорят многочисленные и разнообразные вклады шитых вещей в крупные монастыри.

В отличие от безымянных произведений иконописи произведения шитья часто сопровождены вкладными надписями (своеобразными историческими летописями), указывающими время их создания, место назначения вклада, имя вкладчика, иногда причину вклада, а в редких случаях и имя мастерицы. Эти ценнейшие сведения способствуют более точному определению происхождения вещей.

Имена вкладчиков, встречающиеся на шитых произведениях, сообщения письменных источников свидетельствуют, что при дворах князей, бояр, богатых служилых и торговых людей имелись свои мастерские художественного шитья — «светлицы», где рабогали специально подобранные и хорошо обученные вышивал ыцицы. Обычно возглавляла «светлицу» хозяйка дома, нередко сама искусная в рукоделье. Ведущее положение среди таких мастерских с конца XV века занимали московские великокняжеские «светлицы», получившие с середины XVI века название «царицыных светличных палат». В них сосредоточивались лучшие мастера — художники и вышивальщицы.

Шитье древней РусиСоздание шитого произведения — процесс трудоемкий и длительный. Он начинался с выбора ткани, служившей основой, фоном произведения.

Выбор определялся назначением вещи. Оплечья и зарукавья церковных облачений, вошвы парадных светских одежд, фон и каймы пелен, покровов расшивались обычно по однотонным материям: тафте, камке, атласу и бархату. Когда ткань была выбрана, к работе приступали художники-знаменщики. Они, как говорили в древности, «знаменили» ткань, то есть наносили на нее рисунок. Лицевые изображения выполнял иконописец, орнаменты («травы») — «травщик», надписи — словописец.

Искусным вышивальщицам предстояло «вдохнуть» жизнь в создаваемое произведение. Материалы, применяемые в шитье, были весьма разнообразны.

Здесь и «шолки розные», и всевозможные сорта золотных нитей: пряденые, сканые, волоченые, канитель, трунцал, бить, — и жемчуг, и драгоценное разноцветное «каменье», и разнообразной формы золотые и серебряные дробницы, украшенные басмой, гравировкой, чернью, чеканкой, эмалями.

Шитье древней РусиСтоль же многообразны технические способы шитья. Вышивая разноцветными шелками, мастерицы стремились передать или гладкую красочную поверхность иконы, или атласную поверхность ткани. Поэтому основной шов такого шитья получил название атласного. Атласный шов имел две разновидности: «в раскол» (игла прокалывалась в середину предыдущего стежка) и «гладь» (стежки плотно прилегали друг к другу). Обычно эти способы применялись в шитье ликов (а в XV веке ими выполнялась и вся композиция).

В XV — начале XVI века лики, шьются светлыми шелками одного тона; с середины XVI века вводятся притенения по абрису и вокруг глаз шелками более темного тона, чем основной, а стежки нитей располагаются’чаще всего «по форме». При выполнении травных орнаментов разноцветными шелками использовались, главным образом, швы «в раскол» и «елочка».

С XVI века разноцветные шелка начинают вытесняться золотыми и серебряными нитями. При сплошном шитье золотом и серебром широко варьировались приемы шитья «в прикреп», среди которых наиболее употребительны: «клопец», «косой ряд», «городок» («копытечко»). Контур чаще всего шился невысоким рельефом «по веревочке», то есть по контуру рисунка сначала прикреплялся шнурок, который затем застилался поперек золотой или серебряной золоченой нитью. Нередко, особенно в памятниках XVII века, встречается шитье «по карте», имевшее своей целью создать впечатление выпуклого узора: для этого в определенных местах подкладывался картон или береста, которые зашивались золотными нитями.

Шитье древней РусиНаряду с золотом и серебром одним из излюбленнейших материалов в шитье являлся жемчуг. Техника жемчужного шитья имеет свои особенности». Предварительно просверленные жемчужные зерна нанизываются на нить, шелковую или льняную, которая затем прикрепляется к ткани.

На всех наших памятниках жемчуг нашивается не прямо на ткань, а на так называемый настил, положенный по контуру рисунка. Этот настил делался из тонкого белого шнура, нашитого часто в два ряда, или вьпюлнялся «белью», то есть белыми мягкими пеньковыми или льняными нитями.

К настилу жемчужная нить прикреплялась поперечными стежками, создающими как бы гнезда для жемчужных зерен. Такой способ придавал особую прочность и долговечность жемчужному шитью. По изнашивании первоначальной ткани оно могло бьггь вырезано по краю и переложено на новую. В нашей коллекции встречается несколько таких случаев. Кроме того, еще одна особенность отличает жемчужное шитье: как правило, жемчужный контур обшивается с обеих сторон или золотным шнуром из нитей пряденого золоченого серебра или золотой канителью. В древних источниках употребляют термины «сажено» и «низано» жемчугом. В документах Троице-Сергиева монастыря термин «сажено» характерен для описаний, относящихся к XVI веку. В XVII веке он повсюду заменен словом «низано». Подавляющее большинство орнаментальных жемчужных композиций носит контурный графический характер, или, выражаясь языком древних источников, «низано жемчугом в одну прядь». Разноцветные шелка, золото и серебро, жемчуг — главные материалы, которыми создавались шитые композиции. В общем художественном решении немалая роль отводилась и драгоценным камням.

Шитье древней Руси

Лазоревые сапфиры, «червчатые» рубины и лалы, зеленые изумруды, голубая бирюза расцвечивают шитые произведения.