Чеканка


Турий рог из Чернигова

Фрагмент турьего рога из Чернигова

Фрагмент турьего рога из Чернигова

Чеканка относится к одной из древнейших техник художественной обработки металла. Совершенным образцом чеканки Древней Руси X в. служит оправа турьего рога, найденная в Чернигове. При фактурной разработке фона оправы чеканом образуется несколько тысяч хорошо просматривающихся мельчайших ячеек.

Со второй половины XI в. наряду с плоскорельефной чеканкой появляется тиснение тонкого листа серебра на матрицах — басма. Басменная техника открыла возможность почти неограниченного применения штампа.

Прекрасное представление о мастерстве чеканки дают серебряные накладки на известном шлеме Ярослава Всеволодовича.

В технике чеканки великолепно выполнены ритуальные сосуды-кратиры новгородского Софийского собора, находящиеся в Оружейной палате новгородского кремля.

Скульптурная чеканка отличается тонкостью выполнения и легкостью линий. Движение фигур хорошо связано с силуэтом сосудов.

В XVII в. особое развитие получила чеканка по серебру и золоту. Мастера московской Оружейной палаты проявили высокое мастерство в чеканке дворцовой утвари; кубков, братии, тарелок, чаш, подносов.

В этих изделиях нашли применение самые разнообразные виды техники чеканки: плоскостные, выполненные расходником с лицевой стороны, просечные, с опущенным фоном, объемные и др.

Прекрасный образец разнопланового мастерства чеканки начала XVII в. — братина Данилова. Пластичный, низкорельефный узор ее тулова прекрасно сочетается с плоскостным, подобным гравировке орнаментом верхней части.

Более объемное выражение нашла чеканка в серебряной ендове окольничего Стрешнева, выполненной в первой половине XVII в. Мелкому узору на матовом канфаренном фоне здесь противопоставлена крупнорельефная полированная поверхность.

С начала XVIII в. центром художественной металлообработки становится Петербург, куда переводятся многие мастера Оружейной палаты. Прекрасным образцом, в котором используются все возможности чеканки, служит усыпальница лавры Александра Невского, находящаяся ныне в Государственном Эрмитаже. Крупнейшими центрами чеканного искусства в XVIII в. стали Северный Кавказ и Урал.



Опубликовано: 10.02.2012
РУБРИКА: НАРОДНЫЕ ПРОМЫСЛЫ

Comments are closed.