Художественная обработка металла


Из скифского курганаК древнейшим памятникам художественного металла, относятся изделия из скифских курганов Северного Причерноморья, низовий Днепра (V — III вв. до н. э.). Произведения эти свидетельствуют о высочайшем мастерстве ювелирной обработки золота и серебра, чеканного рельефа. На стенках сосудов и в украшениях воспроизводились сцены из жизни скифов: охота, уход за лошадьми, военные столкновения; животные — олени, пантеры, львы, фантастические птицы.

В этих предметах нашла продолжение традиция античной культуры ювелирной обработки металла.

Высочайшее развитие городские и деревенские художественные ремесла получили в Киевской Руси X — XII вв. Перегородчатая по золоту эмаль, чернь с гравировкой, филигранные работы с зернью русских мастеров были широко известны далеко за пределами Древней Руси. Изделия с тончайшими перегородчатыми эмалями и множеством мелких зернинок до сих пор остаются непревзойденными шедеврами ювелирного искусства.

Изделия из черни с серебром и золотом поражают искусством сочетания миниатюры рисунка и блестящей техники гравировки.

Монголо-татарское нашествие задержало развитие культуры Древней Руси, но уже в XIV — XV вв. вместе с другими искусствами стала возрождаться художественная обработка металла. В Чернигове, Смоленске, Галиче и Новгороде восстановилось искусство ковки, литье мелких украшений, чеканки и тиснения. Вновь получили распространение сканное мастерство, наводка золота на медь и сталь, черневое дело.

Однако наиболее высокий расцвет декоративного искусства приходится на время последующего объединения земель русского государства в XVI — XVII вв.

Московские ремесленники — серебряники чеканили чарки, братины, оклады икон. Многие предметы богато украшались филигранью, камнями-самоцветами, росписью и перегородчатой эмалью.

В Великом Устюге, Сольвычегодске, Казани, Ярославле и Костроме широко применялись просечка по железу, ковка и тиснение серебра, расписные эмали.

В середине XVIII в. крупнейшим центром по производству эмалевых и черневых изделий становится Великий Устюг.

Во второй половине XIX в. кустари красносельского промысла изготовляли из серебра большое количество недорогих сережек, колец, крестов, риз для икон в технике чеканки, литья и штамковки. К этому времени складывается производство финифтяных миниатюрных иконок в Ростове Ярославском, каслинское чугунное литье мелкой скульптуры, вологодское искусство просечного железа и ковки. На основе этих производств возник ряд и современных предприятий, продолжающих развивать традиционные виды народного декоративного искусства, совершенствовать и изыскивать новые способы художественной обработки металлов.

В наши дни существует множество способов художественной обработки металлов. Часть их явилась следствием открытий науки и техники последнего времени, позволяющих производить массовую художественную продукцию самым экономичным путем. Ряд других способов возник очень давно и, несмотря на трудоемкость, широко применяется до сих пор.

Благодаря именно этим приемам удается придать изделию пластичность, мягкость очертаний, индивидуальность, особую характерность.

Прежде чем воплотить свой творческий замысел в материал, современный художник должен учесть все его возможности, ибо особенности материала. во многом предопределяют декоративный эффект вещи. Одни материалы (серебро) хорошо поддаются самым различным способам обработки: литью, ковке, чеканке, резанию, штамповке. К бронзе, чугуну применимо только литье, к меди ковка и чеканка, к алюминию штамповка и литье, к малоуглеродистой стали ковка и т. д.

Знание материалов и их свойств позволяет также квалифицированно реставрировать тот или иной исторический памятник.



Опубликовано: 30.11.2011
РУБРИКА: НАРОДНЫЕ ПРОМЫСЛЫ

Comments are closed.