Русские шали


Русские шалиОсобое место в русском декоративно-прикладном искусстве занимают шали. Владимир Иванович Даль в «Толковом словаре живого великорусского языка» так объясняет слово «шаль»: «Долгий платок на плеча, двойной плат».

Дата первоначального изготовления шалей неизвестна, но их появление несомненно было подготовлено длительным совершенствованием техники ткачества и набойки.

Набивная доска для печатания шалейОкрашивание тканей и набойка существовали на Руси уже в XII веке.

Вероятнее всего, первыми мастерами, работавшими по украшению тканей, были иконописцы, как лица, наиболее близко знакомые с красками и приемами работы ими.

Узор наносили на холст резными деревянными досками — манерами и цветками. Чтобы краска лучше пропитывала ткань, при печатании рисунка по форме били тяжелым молотком. Так и возник термин «набойка» или «набивка».

Доски резали либо рельефно, либо углубленно. В первом случае печатался узор, во втором — поле.

Русские шали

В качестве образцов для набивных узоров служили басма, деревянная и каменная резьба, лицевое и орнаментальное шитье. Привозимые на Русь западные и восточные ткани тоже использовались в качестве образцов, но иноземные узоры переосмысливались мастерами и под влиянием местных традиций становились самобытными, поражали разнообразием и богатством фантазии. Русские мотивы отличались прочной устойчивостью.

Крестьянство сумело донести через ряд веков орнаменты далекого прошлого, сохранив в отдельных частях мотивов элементы таких украшений, корни которых можно встретить чуть ли не в узорах первобытной керамики, солярных знаков и т. п.древнейших орнаментаций.

Русские шали

Типы рисунка имели свое название: травчатый, копытцами, уступами, лапчатый, струями, репьями, шахматный. В XVII веке бытовали и старинные определения цветов тканей: алый, багрецовый, таусинный (синеватолиловый, «павлиний»), сахарный, вишневый, осиновый (зеленый, с сероватым оттенком), темно-лимонный, червчатый (красный), лазоревый, брусничный, красно-кирпичный, темно-дымчатый, рудо-желтый, светло-багровый и другие. Старинная русская набойка обычно делалась масляной краской по льняному холсту. Из набивной ткани не только шили одежду, но и знамена, иматры, занавесы, церковные облачения.

Русские шали

С конца XVII века, когда лен стал вытесняться хлопком и льняной холст заменялся миткалем, изменилась и орнаментация тканей. Общность композиции, интересное распределение цветовых пятен, заполненность фона, конкретный орнамент с цветами и плодами, асимметрия уступили место логичности и ясности, прямым и плавным линиям. Гирлянды, перевитые цепями, архитектурные формы, перебиваемые листьями, сменили широкую раскидку рисунка.



Опубликовано: 12.01.2012
РУБРИКА: НАРОДНЫЕ ПРОМЫСЛЫ

Comments are closed.