Обработка деревянных изделий огнем и дымом


Старинные вещи привлекают патиной — тем особым налетом, который оставляет на них время. Произведения народных мастеров прошлого дошли до нас со шрамами, формы резного орнамента сгладились, мягкие части годовых слоев постепенно выкрашивались.

В результате усиливался, становился выразительнее, рельефнее природный рисунок древесины. С течением времени деревянные части крестьянского интерьера темнели и становились закопченными. Ветер и солнце воздействовали на резьбу наличников и фронтонов, отчего формы резного узора обобщались и становились более монументальными.

Эти особенности естественного облагораживания деревянных изделий нередко использовали народные мастера, прибегая к копчению и обжиганию. В наше время появились более современные способы, где применяются пескоструйные аппараты, паяльные лампы.

Копчение

О консервирующих, сохраняющих свойствах, которые приобретает дерево, предварительно опаленное огнем, человек узнал давно. И сейчас в деревнях обжигают нижние части столбов для ворот и заборов, которые потом зарывают в землю. Смолистые вещества, находящиеся в дыме, оседая на стены и потолок топившейся по-черному избы, впитываясь в поверхностный слой древесины, тоже предохраняли ее от гниения. Но если на поверхности был вырезан какой-либо рисунок, то он все же оставался светлым, выделяясь на серебристо-коричневой закопченной поверхности.

На массивном брусе, что проходит посередине избы и поддерживает доски потолка, вырезали крупную розетку с лепестками, древнее символическое изображение солнца, так много значившее в жизни крестьянина, пастуха, земледельца.

На деревянных сундуках, на темном фоне четко читается геометрический резной орнамент — розетки и квадраты, расположенные в определенной системе, с разнообразными разделками — простейшими рисунками резьбы в каждой форме.

Техника сплошного  копчения чрезвычайно проста. На предмете сначала размечают будущую композицию, процарапывая рисунок вчерне с помощью циркуля и ножа. Затем либо остро заточенным ножом, либо стамеской-уголком вырезают контуры рисунка, в котором уже на глаз режут всевозможные графические разделки. А затем, наклонив поверхность с резным орнаментом, проводят под ней чадящим пламенем, равномерно заштриховывая ее.

Народная техника копчения в большой степени сохраняет природную красоту дерева, его как бы идущий изнутри блеск и бархатистую, матовую поверхность. Для закрепления темного цвета изделие можно покрыть одним слоем масляного или нитроцеллюлозного лака.

 След

Следом — копотью от пламени можно обогащать и разнообразить малоинтересную по рисунку, текстуре древесину лиственных пород — березы, осины, липы. Если при вытачивании небольшого предмета провести под ним коптящим пламенем, то оно оставит необычный рисунок из поперечных, накладывающихся друг на друга полосок.

Обжигание

В последние годы стала пользоваться особой популярностью техника обжигания дерева с помощью паяльной лампы. Паяльная лампа дает равномерное пламя, величину которого можно регулировать. Высокая температура, 600-800°С, позволяет быстро обрабатывать большие плоскости. Этот способ позволяет в больших пределах выявлять текстуру древесины — от чуть подпаленной до темной рельефной поверхности. В скульптуре обобщенный характер форм в изображении животных хорошо дополняется динамичным рисунком текстуры дерева.

Для обжигания наиболее пригодны мягкие хвойные породы древесины с хорошо выраженным рисунком годовых колец — сосна, ель. Небольшое изделие перед обжиганием опускают в раствор медного купороса, который впитывается в мягкие части годовых слоев. При обжигании обгорает тонкий слой древесины, пропитанный медным купоросом, в основном мягкие слои. Твердые почти не разрушаются. Получается выразительный рисунок со светлыми линиями твердых слоев на темном фоне.

Если изделие не пропитывать раствором, то древесина обгорает более равномерно. Разница в цвете поверхности изделия получается только благодаря разной плотности мягких и твердых частей годовых слоев. Сгоревший слой древесины снимают ветошью. Если нужно добиться более четкого рисунка, следует обработать изделие мелкой шкуркой.

Особенно выпуклый рельеф рисунка годичных колец можно получить, применяя металлическую щетку для расчистки обожженных частей. Чтобы вещь не пачкалась, ее покрывают одним слоем лака.

Обжиганием можно украшать токарную и резную скульптуру, бусы, браслеты, резные подносы, мебель и детали интерьера.

Выжигание штампиками

Хотелось бы напомнить об одном малоприменяемом способе выжигания с помощью нагреваемых штампов. В последнее время повсеместно распространилось выжигание электроиглой с помощью специального электровыжигательного аппарата. Но электроигла дает только четкий контурный рисунок. А выжигание штампиками при наличии достаточно большого набора штампиков позволяет создавать различные декоративные композиции. Из розеток, Звездочек, ромбиков, полосок и т. п. складывается выразительный рисунок. Отдельные элементы орнамента ввиду того, что они по-разному нагреты, оставляют неодинаковый оттиск — одни бледнее и с более четким рисунком, другие темнее, с мягкими краями, за пределами которых чуть опалена поверхность светлого фона. В целом вещь становится живописной по цвету, в ней в большей степени видна привлекающая всех рукотворность.

Делают штампики из брусков железа или толстостенных трубок, на торцевой части которых вырезается рисунок. Выступающие части штампика являются рабочими поверхностями, оставляющими оттиск на изделии. Рисунок штампов должен быть очень простым, иначе углубления и сложные формы быстро забиваются нагаром, а чересчур тонкие части обгорают при нагревании. Эго, естественно, ухудшает качество оттиска и усложняет работу. Штампы насаживают на толстый металлический прут с деревянной ручкой. Их нагревают в горне и прикладывают к украшаемому предмету.

Можно использовать для нагревания электропаяльник со сменным штампиком-насадкой. Таким способом украшают небольшие бондарные изделия — сувенирные ведерки, солонички и т. п.

При работе с открытым огнем и горючими материалами нужно строго соблюдать все меры противопожарной безопасности. Рабочее место должно быть оборудовано принудительной вентиляцией. Горн для разогревания штампиков, для обжигания мелких предметов должен быть обит листами металла, обложен кирпичом. По окончании работы следует внимательно проверить, потушен ли огонь, на место ли положена паяльная лампа, правильно ли хранится горючее вещество.