Плоскорельефная резьба


Плоскорельефная резьба по деревуПлоскорельефная резьба относится к самым распространенным видам резьбы. Для нее характерен достаточно глубокий рельеф: 5 — 20 мм, в зависимости от разновидности. В так называемой глухой, долбленой резьбе фон бывает выбран на еще большую глубину. Плоскорельефная резьба позволяет решать композиции с изображениями людей, животных, птиц и фантастических существ, растительным орнаментом. Для нее нужен большой набор стамесок и резаков разного профиля и сечения, до 50 — 60 штук.

От сложности рисунка зависит выбор инструмента — при более сложном построении узора необходим более полный набор стамесок. Материал применяется в зависимости от масштаба резьбы. Для крупной, в том числе архитектурной, плоскорельефной резьбы используют мягкую, для мелкой резьбы более вязкую.

Рисунок резьбы переводят на доску. Все его линии должны соответствовать характеру орнамента, быть ровными и ясными. Перед резьбой рекомендуется примериться к контуру рисунка инструментом, как бы прочитать его стамесками. Во время резьбы нередко работают обеими руками, придерживая движение стамески левой рукой. Чтобы не произошло нежелательных зарезов, лучше работать с упором.

В плоскорельефной резьбе известны следующие разновидности: резьба с заоваленным контуром, с подушечным фоном, с подбарным фоном, ажурная резьба, рельефно-заоваленная резьба.

 

Плоскорельефная резьба с заоваленным контуром

Судя по названию, контуры орнаментальных форм в этой резьбе слегка смягчены, с их граней снимаются небольшие фаски.

Прием заоваливания контура позволяет достигнуть мягкости моделировки изображений, сочности линий. Выполняется резьба на липе, ольхе, березе, осине, сосне, выбор древесины зависит от характера предмета.

Резьба розетки. Рисунок розетки, предварительно нанесенный на доску, прорабатывают резаком на глубину 4 — 5 мм. Заоваливают контур, вторично проводя резаком и плавно снимая носком резака фаску. Со стороны фона контур и фаску режут отлого, со стороны орнамента — покруче. Отлогие кривые и прямые линии обрабатывают прямой стамеской, крутые вогнутые — полукруглой стамеской. Подобную последовательность резьбы следует соблюдать и при выполнении других орнаментальных композиций. Заоваливание производят слева направо. Сначала режут вертикальные линии, причем резак ведут от себя вверх. Когда в композиции встречаются мотивы, как бы лежащие в двух планах, то резьбу начинают с верхнего.

 

Плоскорельефная резьба с подушечным фоном

В этом случае грань, обращенная к фону, заоваливается еще более отлого. Благодаря этому плоскость фона приобретает мягкий рельеф — вид подушечек. Таким способом выполняется мелкий рисунок, заполняющий всю поверхность изделия.

Контур рисунка усиливается — подрезается резаком и стамесками, после чего снимаются фаски. Затем заоваливают фон и, наконец, режут остальные линии — орнаментальные разделки внутри растительных форм и других элементов композиции. Для заоваливания больших плоскостей фона применяют прямые стамески. Намного ниже поверхности орнамента получается фон между близко расположенными частями рисунка.

 

Плоскорельефная резьба с подборным фоном

В плоскорельефной резьбе резной рисунок расположен над поверхностью фона и благодаря своей рельефности дает большую игру светотени. Резьба получается более рельефной, четко читается силуэт орнамента. Последовательность резьбы такая же, как у резьбы с подушечным фоном. После подрезки по контуру фон вынимается полукруглыми стамесками на глубину 4 — 5 мм, а потом — прямыми стамесками и клюкарзами. После подборки фона разрабатывают рельеф орнамента.

Резьба фрагмента резного карниза крестьянского дома. На гладко выструганной липовой доске размером 240×640 мм прорезают контур на расстоянии 20 мм от краев. Переведенный на кальку и через копирку на доску рисунок надрубают по контуру, держа долота отвесно, на глубину 15 — 20 мм.

Одновременно с постепенной выборкой фона зачищают надрубленный контур. Фон выбирают гладко или подготавливают под чеканку. Обработка рельефа ведется сначала обобщенно, резному орнаменту придают грубые очертания. На подготовленную таким образом резьбу наносят карандашом мелкие детали, которые доводятся мелкими стамесками, По окончании резьбы все детали зачищаются шкуркой. Чеканку производят после зачистки.