Объемная скульптура из дерева


Объемная скульптура — наиболее сложный вид художественной резьбы по дереву. Одной из наиболее известных современных ее разновидностей является богородская скульптура. Для нее характерны светлая или золотисто-розовая поверхность, не скрывающая дерева, особая маховая порезка, создающая своеобразный орнамент.

Для резьбы богородской скульптуры потребуются полукруглые стамески (7 — 8 штук), специальный богородский нож для отделки. Применяют в резьбе древесину мягких пород — липу, осину, ольху. Для того чтобы древесина осины стала мягче, ее обычно запаривают. Брус длиной до двух метров запаривают в печи, а затем выдерживают в течение суток в сушильной камере. После просушки опиливают торцы, на которых появились трещины. Следует выбирать для резьбы древесину без пороков, трещин, гнилых сучков и т. п.

Одним из непременных правил работы скульптора-резчика является предварительное выполнение задуманной композиции в пластилине или глине. Потом на брусок соответствующего скульптуре размера наносят контуры, по которым делают зарубку — обрубают все лишнее, благодаря этому заготовка приобретает основные формы фигуры.

Затем широкими полукруглыми стамесками (30 — 40 мм) прорабатывают основные объемы скульптуры. Для мелких деталей используют мелкие стамески (5 — 25 мм). Богородским ножом отделывают поверхность скульптуры, как бы оглаживая ее, мягкими округлыми движениями сострагивают тончайшую стружку. Завершающим этапом работы является обработка скульптуры мелкими стамесками, когда ее поверхность (в тех местах, где это необходимо) расписывают— покрывают неглубокими бороздками, передающими характер фактуры медвежьей шкуры, конской гривы, разметавшихся трав под копытами.

 

Изображение человеческой фигуры

Резьба из трехгранника. Проще других в исполнении богородские барыни и гусары, владимирские игрушки, сделанные из трехгранной в основании чурки. Для тренировки необходимо вырезать фигурки постепенно увеличивающихся размеров. Для их изготовления необходимо взять бруски, размеры которых соответственно равны: у одного — высота 60 мм, стороны — 10 мм; у другого — высота 120 мм, стороны — 20 и 15 мм; у третьего — высота 200 мм, стороны — 30 и 40 мм. Прочертить у первых двух трехгранников основание скульптуры 12 мм, у последнего — 20 мм. Затем следует нанести на тыльную сторону очертания фигуры и в последовательности, указанной выше, выполнять резьбу.

Освоив резьбу простых фигур из трехранников, можно приступить к резьбе изображений животных в статичных позах. Следует особенно внимательно передавать форму животного, характер объемов. Необходимо, чтобы они давали пластичный силуэт в различных поворотах скульптуры. Про,резать сквозные отверстия, например проемы между основанием скульптуры, ногами и телом животного, нужно в последнюю очередь, при обработке объема крупными стамесками, когда основные формы уже ясно намечены. В противном случае можно допустить ошибку в распределении масс.

 

Резьба медведя

Сравнительно просто выполняется фигура медведя в скульптурной группе «Вершки и корешки». Берут брусок размерами 120х70х70 мм. По намеченным контурам топором зарубают общие очертания скульптуры. В них определяют контуры головы, положение туловища. Уточняют схематично обозначенные .объемы, выявляют движение и позу медведя, показывают немного отставленную в сторону лапу, на которой лежат вершки, Работают, постепенно снимая стамесками (сначала крупными, затем более мелкими) лишний материал со всех сторон заготовки. Наконец, мелкими стамесками наносят орнаментальную порезку.

Последовательность резьбы из дерева фигуры медведя

Последовательность резьбы из дерева фигуры медведя.

 

Резьба фигуры коня

Скульптуру коня следует резать в такой же последовательности, от зарубки, проработки масс большими стамесками, переходя к средним стамескам и окончательной отделке богородским ножом и мелкими стамесками. Фигура коня отделывается мелкой шкуркой.

Последовательность резьбы из дерева фигуры коня.

Последовательность резьбы из дерева фигуры коня.

 



Опубликовано: 31.01.2012
РУБРИКА: ДЕРЕВООБРАБОТКА

Comments are closed.