Свойства древесины и особенности ее обработки


Виды древесиныДревесина является ценным природным сырьем, которое можно обрабатывать простейшими инструментами. Она обладает значительной прочностью, упругостью, имеет небольшой удельный вес. Но древесина растрескивается, усыхает, коробится, отчего меняется форма и размеры сделанных из нее предметов. Прежде чем непосредственно заняться художественной обработкой дерева, необходимо получить хотя бы самое общее представление о свойствах древесины, ее строении и пороках.

Ствол древесины состоит из волокон, сгруппированных в радиальные кольца вокруг сердцевины. Это хорошо видно на поперечном разрезе. При разрезе, параллельном оси ствола, видны параллельные линии волокон. Если же разрез сделан под углом к оси ствола, появляются эллипсовидные линии, очертания которых становятся причудливее с уменьшением этого угла. Рисунок на поверхности древесины, получаемый при перерезании годовых слоев, известен под названием текстуры. Она различна у разных пород древесины. У липы и ольхи она почти незаметна, а у ореха, сосны, можжевельника она четко выражена. Текстуру древесины можно выявлять при обжигании, лакировании, травлении.

Породы дерева имеют разную твердость. Клен, дуб, самшит, груша, пальма, тис, орех считаются твердыми, мягкими — липа, осина, ольха, тополь, ива, сосна, ель, кедр. Береза занимает промежуточное положение. Для резьбы применяются преимущественно лиственные породы деревьев, из хвойных чаще используются сосна, кедр, тис.

Сосна отличается стройным стволом и прямослойностью, Ее древесина красноватого оттенка, с крупными слоями.

Легко обрабатывается столярным и резчицким инструментом, Из-за колкости и смолистости в резьбе используется в основном для украшения домов — в наличниках, подзорах. Из сосны севернорусские мастера вытесывали прялки, швейки, детали игрушки, люльки.

Кедрплотная легкая древесина красивого золотистого цвета, легко режется во всех направлениях. Встречаются щели — пазухи, заполненные смолой. Кедр можно использовать в объемной скульптуре.

Лиственница имеет красноватый цвет, плотные мелкие слои. Ввиду большой смолистости плохо полируется.

Ель светлого, чуть золотистого оттенка.

Липа благодаря замечательным свойствам — мягкости, равномерности строения, чистоте и белому цвету — находит широкое применение в резьбе, токарных и столярных работах.

Ольха имеет грязновато-розовый цвет, однородна по структуре. Используется во всех видах резьбы, для токарных работ, широко применяется в ложкарном производстве.

Осина благодаря белому цвету, однородности строения, мягкости нередко в токарных и резных работах заменяет липу, а в изготовлении ложек бывает попросту незаменима. Древесина осины хорошо принимает окраску.

Березадревесина белая, с желтоватым оттенком, имеет однородную текстуру, которая хорошо выявляется при морении и лакировании. Несмотря на большую, в сравнении с липой, твердость, применяется в резьбе, используется в токарных работах. Она плохо колется, обладает достаточной вязкостью, хороша для изготовления ложек.

Ива (виды: ракита, ветла, верба) имеет белую, достаточно твердую древесину, плотную и очень вязкую, которая хорошо режется и плохо колется, что делает ее пригодной для изготовления резных и долбленых изделий. Лучше использовать древесину ивы в возрасте 20 лет.

Тополь (виды: белый, серебристый). Его древесина мягка, легко колется. Можно использовать в токарных работах, в резьбе.

Клендревесина белого цвета с красноватыми и желтыми оттенками и красивой текстурой; слои древесины испещрены блестками сердцевинных лучей. Плохо колется, труден в обработке из-за твердости, хорошо полируется, мало коробится.

Груша розовато-коричневого цвета. Древесина плотная, хорошо режется и полируется. Лучшую древесину дает дикая груша.

В изготовлении современных изделий используются наросты на стволах и корнях деревьев — сувели и капы. Чаще всего применяется кап и капо-корень березы, тополя, ореха.

Сувель — округлый нарост на стволе дерева, иногда достигающий громадных размеров. Внутри сувеля — изогнутое, завитое расположение волокон, которое при перерезании дает красивую текстуру.

Кап или капо-кореньнаросты с характерной щеткообразной поверхностью на стволе и прикорневой его части. При перерезании капа выявляется текстура с глазками-точками, причем рисунок у капа белолиственного тополя крупный, у березового капа более мелкий.

Выбирая древесину для художественных работ, следует помнить: для рельефной резьбы пригодна древесина, лишенная свилеватости, косослоя (неравномерное, запутанное или косое строение волокон); портят резьбу сучки, а также отлуп (трещины по годичным слоям), что может обнаружиться только в процессе работы. Трещины получаются от неравномерности сушки древесины, поэтому следует изготавливать широкие доски для резьбы, склеивая их из нескольких узких, чтобы в каждой было противоположное расположение волокон. В таком случае коробление досок будет минимальным.

Не следует применять древесину с червоточиной, гнилью и с проростью, омертвевшими и заросшими в стволе тканями.

Предназначенная для резьбы древесина должна быть высушена до 10 — 16% влажности. Сухая древесина лучше обрабатывается. Сушат древесину воздушным способом, под навесом, либо в специальных сушильных камерах.

Материалы на тему резьбы по дереву:



Опубликовано: 19.11.2011
РУБРИКА: ДЕРЕВООБРАБОТКА

Comments are closed.