Шитье древней Руси


На каждом этапе развития шитья сложились свои особенности, свои излюбленные технические приемы, изменявшиеся в зависимости от того, что было главным в искусстве данного периода.

Шитье древней Руси

Конец XIV — начало ХVI века ознаменованы на Руси расцветом изобразительного искусства, вызванным всем ходом исторического развития русских земель. Ведущая роль живописи (иконописи) повлияла на усиление изобразительного начала и в произведениях шитья. В лучших памятниках этого времени заметен глубокий интерес к внутреннему миру человека. Для большинства образов (особенно первой половины — середины ХV века) характерны нравственная цельность, обаятельное спокойствие, гармония чувств. Как правило, технические приемы отличаются однородностью и простотой швов.

Памятники светского орнаментального шитья этого времени неизвестны, но орнаментальные композиции на произведениях культового характера (главным образом пеленах) исключительно скромны. Они выполняют служебную функцию — подчеркивают и вьщеляют лицевйе изображения.

Характер шитых произведений заметно меняется к середине ХVI века. С этого времени начинается цвет русского прикладного искусства.

И разительное начало постепенно отступает на втсрой план. Это сказывается и в повышенном нимании к применению драгоценных материалов, и в усложнении приемов технического исполнения, и в отношении к узорочью шитых произведений. На смену разноцветным шелкам, скромным золотным швам приходит шитье золотом и серебром ,в прикреп» яркими шелками с многообразными и сложными швами, имитирующее драгоценные привозные ткани и заставляющее прежде всего восхищаться технической виртуозностью исполнения.

Шитье древней Руси

Стихия декоративности и орнаментальности, свойственная прикладным искусствам, захватывает произведения шитья с особой силой. Лицевые композиции обогащаются узорочьем: украшаются одежды святых, их нимбы, получают распространение широкие орнаментальные каймы.

Лучшим мастерским этого времени (« царицыны светлицы» Анастасии Романовны, мастерская княгини Евфросиньи Старицкой) свойственно деликатное равновесие изобразительного и декоративного начал, особая мера украшенности в произведениях как лицевого, так и орнаментального шитья. Вместе с тем образы утрачивают характерную для ХV века идеальность и просветленность внутреннего состояния. Во многих из них ясно ощугимы психологическое напряжение, обостренность драматических переживаний.

Шитье древней РусиОрнаментальное шитье XVI века представлено целым рядом замечательных образцов, позволяющих говорить о характерной орнаментике. Здесь встречаются и разнообразные вьющиеся стебли, и древо жизни с оберегающими его животными, и растительно-геометрические узоры (круги, розетки, ромбы и др.), то есть языческая символика, корни которой уходят в древнейшую эпоху.

К концу XVI века в искусстве шитья все более заметным становится нарастание декоративности.

Наиболее яркое выражение это нашло в произведениях, вышедших из мастерской царя Бориса Годунова. Их подчеркнутая декоративность, основанная на сочетании разнообразных материалов и техник, теснейшим образом связана с ювелирным искусством; применяются преимущественно драгоценные материалы: жемчуг, золотые дробницы, самоцветные каменья.

XVII столетие завершает развитие средневекового русского художественного шитья. Лицевое шитье во многом подражает драгоценным окладам икон. Его образы, за редким исключением, утратили прежнюю внутреннюю значительность. Дает о себе знать кризис религиозного мировоззрения: многие культовые произведения приобретают подчеркнуто светский характер. На каймах покровцов, пелен все реже встречаются лицевые изображения, их заменили роскошные орнаменты, в узорах которых преобладают разнообразные «травы» (растительные мотивы) или мотивы растител ьно-геометрические, получившие сложную и затейливую разработку.

В шитой орнаментике наряду с традиционными мотивами шире варьируются узоры привозных драгоценных тканей — восточных и западноевропейских. Небывалый размах приобрело орнаментальное шитье жемчугом.

Шитье древней Руси