Изготовление витражей своими руками


ВитражИскусство витража является очень древним. Вероятнее всего традиция зародилась при строительстве одних из первых монастырей и церквей в V веке. Витражи выполняли двойную функцию.Во-первых цельные стекла по размеру всего окна изготовить в те времена бывало проблематично и наборные коллажи из разноцветных стекол, вставляемые в деревянные или металлические обрамления, в некотором роде изготовить было даже легче. А во-вторых психологическое воздействие таких окон было несравнимо с простым дневным светом, льющимся через прозрачное стекло. Со временем от простых орнаментальных форм мастера витража перешли к сложным, с изображениями людей и деревянные рамы стали заменять на более практичные и легко обрабатываемые свинцовые.

К средним векам искусство витража достигло наивысшей точки. В Западной Европе тех времен витражами украшали не только готические соборы, но и светские строения — городские ратуши, феодальные замки и даже дома богатых горожан. Не случайно витраж стал одним из основным признаков готического стиля.

 

Витраж в дизайне интерьера

В современном интерьерном дизайне витраж является одной из ярких и выразительных форм в декорировании помещения. И совсем не обязательно, чтобы помещение при этом было решено в готическом стиле. Витраж прекрасно сочетается с очень многими стилистиками. И даже хайтек с его стеклом и обилием хромированного металла может быть с некоторыми дизайнерскими допущениями украшен витражами.

 

Делаем витраж самостоятельно

Существует несколько техник изготовления витражей, отличающихся друг от друга по трудоемкости. Для домашнего творчества больше всего подойдет так называемый витраж тиффани в котором нет необходимости обжигать стекла в муфельной печи при большой температуре (около 900°С).

Для работы понадобится:

  • стекла (готовые цветные, или раскрашенные специальными красками по стеклу, коих в специализированных магазинах существует большой выбор)
  • медная фольга (так же продается в магазинах для декоративно-прикладного творчества в рулонах шириной 4,7мм)
  • прозрачный клей
  • паяльная кислота
  • оловянный припой для меди
  • паяльник с крупным жалом
  • алмазный стеклорез
  • плоскогубцы, кусачки
  • точильный станок, шлифовальная машина или просто брусок для обточки острых кромок стекла
  • патина
  • моющее средство для посуды
  • плотный ватман или картон, карандаш, миллиметровка
  • деревянная или пластмассовая лопаточка, которой можно приглаживать фольгу.

Первым делом делается эскиз витража. Затем на миллиметровку наносится рисунок с последующим перенесением на ватман или если уверены в собственных силах то сразу на ватмане или картоне.

Далее рисунок разрезается на отдельные детали и если он сложный, то детали лучше пронумеровать согласно с эскизом.

Каждая деталь накладывается на предназначенное ей стекло и обводится на нем маркером.

Стеклорезом вырезаются детали из стекла. При ломке стекла, особенно криволинейных форм наверняка будут образовываться неточности и неровности кромки. Лишние выступы нужно аккуратно обломать кусачками, держа деталь плоскогубцами или руками в плотных рукавицах. Проделывать эту операцию лучше всего в коробке с достаточно высокими краями, чтобы острые осколки стекла не разлетались по всему помещению.

После этого острые кромки стекла нужно обточить имеющимся у вас в наличии шлифовальным инструментом (лентошлифовальная машина, точильный станок, маленькая болгарка или просто абразивный брусок). Брусок должен быть при этом полностью погружен в воду, а при работе с электроинструментов глаза и органы дыхания должны быть надежно защищены очками и респиратором. Рукам тоже не помешают рукавицы или перчатки.

Специальная фольга для витражей имеет с одной стороны клейкую сторону, Прикладывая фольгу этой стороной к кромке деталей аккуратно обклейте все кромки по периметру, приглаживая их специальной лопаточкой. Лопаточка не должна быть металлической, чтобы не поцарапать ею стекло.

 

Пайка витража

После того, как все детали обернуты медной фольгой наступает очередь пайки и собственно сборки композиции витража.

Перед началом пайки сложите весь рисунок целиком и проверьте нет ли несоответствий в прилегании деталей друг к другу. Затем паяльной кислотой смазывается фольга в месте пайки по всей плоскости у спаиваемых деталей и хорошо разогретым паяльником спаиваем детали между собой. Если вы никогда до этого не паяли, то с первого раза хороший результат с ровным, чуть выпуклым швом у вас скорей всего не получится, но немного потренировавшись вы поймете как это делается и какое количество олова следует нанести чтобы все получилось.

По окончании пайки витраж необходимо тщательно промыть от остатков паяльной кислоты. Если этого не сделать, то кислота будет вызывать эррозию олова и выступать белыми хлопьями на металле, безнадежно портя уже готовую работу.

 

Финальная обработка витража

В завершении работы все оловянные швы следует покрыть патиной (черного или медного цвета, в зависимости от художественного замысла). Наносить патину можно ватными палочками-тампонами, с усилием втирая патину в олово. По окончании работы весь витраж необходимо снова тщательно промыть и можно наслаждаться готовой работой и вставлять витраж в приготовленное для него обрамление.